Содержание
Простейшие в капле прудовой воды (под микроскопом).
Класс корненожек объединяет наиболее простых одноклеточных животных, тело которых лишено плотной оболочки, а потому не имеет постоянной формы.Для них характерно образование ложноножек, которые представляют собой временно образующиеся выросты цитоплазмы, способствующие передвижению и захвату пищи.
Среда обитания, строение и передвижение амёбы. Обыкновенная амёба встречается в иле на дне прудов с загрязненной водой. Она похожа на маленький (0,2-0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму ("амеба" означает "изменчивая"). Рассмотреть детали строения амёбы можно только под микроскопом.
Тело амёбы состоит из полужидкой цитоплазмы с заключенным внутрь неё небольшим пузыревидным ядром. Амёба состоит из одной клетки, но эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.
Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела — ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, и амёба таким способом передвигается. Амёбу и других простейших, способных образовывать ложноножки, относят к группе корненожек. Такое название они получили за внешнее сходство ложноножек с корнями растений.
Питание. У амёбы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу — бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырёк — пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.
Строение и питание Амёбы.
Дыхание Амёбы. Амёба дышит растворенным в воде кислородом, который проникает в ее цитоплазму через всю поверхность тела. При участии кислорода происходит разложение сложных пищевых веществ цитоплазмы на более простые. При этом выделяется энергия, необходимая для жизнидеятельности организма.
Выделение вредных веществ жизнидеятельности и избытка воды. Вредные вещества удаляются из организма амёбы через поверхность ее тела, а также через особый пузырек — сократительную вакуоль. Окружающая амебу вода постоянно проникает в цитоплазму, разжижая ее. Избыток этой воды с вредными веществами постепенно наполняет вакуоль. Время от времени содержимое вакуоли выбрасывается наружу. Итак, из окружающей среды в организм амёбы поступают пища, вода, кислород. В результате жизнедеятельности амёбы они претерпевают изменения. Переваренная пища служит материалом для построения тела амёбы. Образующиеся вредные для амёбы вещества удаляются наружу. Происходит обмен веществ. Не только амёба, но и все другие живые организмы не могут существовать без обмена веществ как внутри своего тела, так и с окружающей средой.
Размножение Амёбы. Питание амёбы приводит к росту ее тела. Выросшая амёба приступает к размножению. (? Наверное вследствии превышения определённой массы её тела.) Размножение начинается с изменения ядра. Оно вытягивается, поперечной бороздкой делится на две половинки, которые расходятся в разные стороны — образуется два новых ядра. Тело амёбы разделяет на две части перетяжка. В каждую из них попадает по одному ядру. Цитоплазма между обеими частями разрывается, и образуются две новые амёбы. Сократительная вакуоль остается в одной из них, в другой же возникает заново. Итак, амёба размножается делением надвое. В течение суток деление может повторяться несколько раз.
Деление (размножение) Амёбы.
Циста. Питание и размножение амёбы происходит в течение всего лета. Осенью при наступлении холодов амёба перестает питаться, тело ее становится округлым, на его поверхности выделяется плотная защитная оболочка — образуется циста. То же самое происходит при высыхании пруда , где живут амёбы. В состоянии цисты амёба переносит неблагоприятные для неё условия жизни. При наступлении благоприятных условий амёба покидает оболочку цисты. Она выпускает ложноножки, начинает питаться и размножаться. Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению (распространению) амеб.
Возможные дополнительные вопросы для самостоятельного изучения.
- Что заставляет Цитоплазму планомеренно перетекать из одного участка Амёбы в другой, заставляя её передвигаться в заданном направлении?
- Как происходит распознавание оболочкой цитоплазмы Амёбы питательных веществ, вследствии чего амёба целенаправленно формирует ложноножки и пищеварительную вакуоль?
Изучение темы в рамках авторской программы
Практическая работа: «Изготовление моделей простейших. Сравнительное изучение строения и размножения»
– способствовать формированию знаний о строении, питании, передвижении и размножении основных представителей классов простейших животных;
– закрепить представление о простейших животных как объемных одноклеточных (преодолеть плоскостное восприятие);
– закрепить знания о бесполом способе размножения простейших.
Оборудование: пластилин зеленого, бурого, белого цветов; таблица «Тип Простейшие».
Примечание: амёба – самое крупное простейшее (бурый цвет), инфузория туфелька – в 1,5–2 раза меньше (белый), эвглена зеленая – в 10 раз меньше (зеленый).
Действия учителя
Действия учащихся
Объяснение нового материала
1. Амёба обыкновенная
Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм и состоит из протоплазмы, ограниченной тончайшей плазмалеммой. Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму.
Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.
Слушают объяснения учителя. Лепят из пластилина бурого цвета амёбу.
После изготовления модели вносят сведения об амёбе в сравнительную таблицу (см. ниже).
Записывают в тетрадь новые термины с определениями.
Питание амёбы. Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу.
Амёба обыкновенная относится к классу Корненожки.
Проводят «кормление» амёбы. Для этого из кусочка пластилина зеленого цвета изготавливают модель одноклеточной водоросли и в динамике показывают захват пищи ложноножками амёбы.
Как вы думаете, почему класс Корненожки получил такое название?
Отвечают на вопрос.
Класс получил такое название из-за того, что представители класса не имеют постоянной формы тела и образуют выпячивания цитоплазмы – псевдоподии (корненожки).
2. Эвглена зеленая
Зеленая эвглена – необычное существо. Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии. До сих пор систематики не могут решить, к какому царству (растений или животных) нужно отнести этот одноклеточный организм.
Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – в ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок.
Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.
Слушают рассказ учителя и по ходу изготавливают из пластилина зеленого цвета модель эвглены зеленой.
После изготовления модели вносят сведения о ней в сравнительную таблицу.
Прикрепляют «жгутик» к модели.
Записывают новый термин в тетрадь.
Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?
Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?
О чем говорит существование таких промежуточных форм жизни, как эвглена?
Отвечают на вопросы.
Так как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на свету она питается, как растение, строя свое тело из органических веществ, образующихся путем фотосинтеза.
Так как в темноте эвглена способна питаться, как животное, поглощая готовые органические вещества.
Существование эвглены указывает на родство между растениями и животными.
3. Инфузория туфелька
Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее протоплазма содержит два ядра: макронуклеус, регулирующий про-
цессы питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий размножение.
Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.
Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснениями изготавливают модель инфузории туфельки.
(Примечание: ротовое отверстие легко проделать острым концом карандаша, а реснички на поверхности инфузории – кончиком ногтя.)
После изготовления модели вносят сведения об инфузории туфельке в сравнительную таблицу.
Почему инфузория туфелька получила такое название?
Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?
Отвечают на вопросы.
Тело инфузории по форме напоминает туфлю.
Инфузории очищают водоемы от бактерий, тем самым способствуют их очистке.
Сравнительная таблица «Тип Простейшие»
Признаки
Амёба обыкновенная
Эвглена зеленая
Инфузория туфелька
бесцветная
зеленая на свету
бесцветная
Форма тела
непостоянная
постоянная веретеновидная
постоянная веретеновидная
Количество ядер
Передвижение
с помощью псевдоподий
при помощи жгутика
биением ресничек
Действия учителя
Действия учащихся
Размножение амёбы. Питание амёбы приводит к росту ее тела. После достижения определенных размеров амёба начинает делиться пополам. Попробуйте сами показать деление амёбы на своих моделях.
Такой способ размножения делением клетки пополам называется бесполым.
Сколько амёб образовалось после деления?
Чем они отличаются от прежней амебы?
Делят свою амёбу в соответствии с объяснениями учителя.
Отвечают на вопросы.
Размерами.
Размножение эвглены. Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амёбы, – делением клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике. Попробуйте аккуратно при помощи линейки поделить свою модель эвглены. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки для второго жгутика.
Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах?
Отвечают на вопросы.
Происходит массовое размножение эвглены.
Размножение инфузории туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, как амёба, на две части. В отличие от эвглены (у которой ось деления клетки проходит вдоль) и амёбы (которая может делиться в любом на- правлении) инфузория туфелька делится поперек.
В чем сходство размножения амёбы, эвглены и инфузории?
Делят инфузорию туфельку.
Отвечают на вопрос.
Все эти простейшие размножаются бесполым способом – делением клетки пополам.
Рис. 1. Сравнительные размеры амёбы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки
Лист поурочного контроля знаний (пример)
Радиолярии и Солнечники
1. Закончите предложения:
1. Так же, как и амёба, радиолярии и солнечники относятся к типу ___________________________, подтипу _______________________ .
2. В отличие от амебы обыкновенной радиолярии и солнечники живут в ______________________ .
3. Амёба передвигается по дну _______________ при помощи ____________________________, а радиолярии и солнечники парят в толще _____________ при помощи _____________________ .
4. Амёба не имеет постоянной формы тела, а радиолярии и солнечники имеют _________________, благодаря ______________________________.
5. Радиолярия отличается от солнечника тем, что _______________________________________ .
2. Заполните сравнительную таблицу.
Признаки
Амёба обыкновенная
Радиолярия
Солнечник
Размеры тела
Место обитания
Наличие скелета
Способ передвижения
Питание
3. Выберите правильный ответ:
1. Аксоподия – это:
а) лопастеобразное выпячивание цитоплазмы; б) игла, торчащая из солнечника;
в) длинные тонкие псевдоподии, способные укорачиваться во время парения.
2. Планктон – это:
а) организмы, живущие на дне водоема; б) организмы, парящие в толще воды;
в) организмы, живущие на поверхности воды.
3. Радиолярии – это:
а) морские микроскопические животные подкласса саркодовых; б) возбудители болезней человека;
в) пресноводные микроскопические животные подкласса саркодовых.
4. Солнечник изображен на рисунке: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
1
2
3
1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию/Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.
4. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – Киев.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.
5. Хаусман К. Протозоология/Пер. с нем. – М.: Мир, 1988.
Лист контроля знаний (пример)
Простейшие как возбудители заболеваний человека и животных
1. Соотнесите название болезни с ее симптомами и возбудителем, ее вызывающим. Ответ зашифруйте.
1. Дизентерия
4. Тяжелое заболевание характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до 40 °С.
7. Трипаносома
2. Сонная болезнь
5. Для этой болезни характерен кровавый стул 3–10 и более раз в сутки.
8. Малярийный плазмодий
3. Малярия
6. У больного набухают шейные лимфатические узлы, развиваются отеки всего тела, менингоэнцефалит (изменения в тканях головного мозга), лихорадка. Больной находятся в постоянно сонливом состоянии.
9. Дизентерийная амёба
2. Заполните кроссворд
1. Способ взаимоотношений между живыми организмами, когда один получает пользу, а другой – вред.
2. Простейшее класса зоомастигофор, возбудитель сонной болезни.
3. Насекомое отряда полужесткокрылых, промежуточный хозяин трипаносомы.
4. Отряд жгутиконосцев, имеющих особый органоид, соответствующий по ультраструктуре митохондриям.
5. Тяжелое заболевание человека, характеризующееся частыми подъемами температуры тела.
6. Род паразитических простейших, возбудители малярии.
7. Отряд споровиков, преимущественно внутриклеточные паразиты.
8. Род комаров, переносчики малярийного плазмодия.
3. Подпишите названия рисунков:
![]() |
![]() |
![]() |